МБОУ г.Кургана "СОШ №45"
Курган
  • Методкабинет

    Методкабинет

    Методический кабинет является центром методической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, центром методической работы в школе.

    Методический кабинет координирует методическую работу, контролирует ее выполнение и подготовку к использованию, организует открытые  мероприятия по совершенствованию учебного процесса (открытые уроки, конкурсы, викторины), проводит смотр-конкурс и выставку методических работ преподавателей и т. п.

    Цель работы методического кабинета – создать условия для формирования творческой деятельности педагогического коллектива, осуществляющего целенаправленную работу по реализации программы развития школы.

    Отчёт

    Естественно-научная грамотность. Теория

    Скажи мне – и я забуду, 
    Покажи мне – и я запомню, 
    Вовлеки меня – и я пойму.

    Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.
    Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
    Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
    В предметном содержании выделяем три основных составляющих, являющихся опорами для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

    1. Я - природа (знакомство с многообразием живой и неживой природы). Ребенок получает знания о мире и методах научного познания.
    2. Я - общество (взаимосвязь между людьми: прошлое, настоящее, будущее). Которая включает в себя осведомленность ребенка в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
    3. Я - мир (взаимосвязь природы и общества). Понимание обучающимися ответственного отношения к ресурсам и окружающей среде. Проявление активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

    Отражение всех трех составляющих можно увидеть и в следующей схеме:

    Естественнонаучную грамотность можно разделить на четыре области:

    • Узнавание жизненных ситуаций (контекст);
    • Понимание окружающего мира и знания о науке (знание);
    • Демонстрирование компетентностей (компетентности);
    • Отношения.
    Формирование естественнонаучной компетенции младших школьников через предметное содержание курса «Окружающий мир»

    Формирование естественнонаучной компетенции младших школьников
    реализуется через предметное содержание курса «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность.

    1.    Урок.
    Основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, уроки конкурсы, экскурсии, практикумы. Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения.

    2.    Внеурочная деятельность.
    Формирование естественно-научной грамотности не ограничивается рамками урока. Оно продолжается на занятиях внеурочной деятельности «Юный эколог» и «Разговор о правильном питании».

    3.    Проектная и исследовательская деятельность.
          Проектная деятельность способствует формированию естественно-науч-ной грамотности. В процессе работы над проектом учащийся проходит все три составляющие естественнонаучных компетенций. Научно объясняют явления, применяют методы естественнонаучного исследования, анализируя полученные данные, работая с различными источниками информации, оценивая результаты.

    4.    Внеклассная работа, которая включает в себя:
    -классные часы, кружки;
    -акции, викторины;
    -волонтёрская деятельность
    -экскурсии.

    Используется сотрудничество с учителями биологии, физики, химии.  Например, в рамках предметной недели в 4 классах проводились эксперименты в кабинете химии  и физики.
              
    Наша задача, как педагогов, через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной естественнонаучной грамотности.  Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: работа с различными видами карт, подсчет ударов пульса, посадка дерева или кустарника. Эти ситуации наглядно показывают применение естественнонаучных знаний в жизни.

    Таким образом, практико-ориентированные задания позволяют формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета. 
    Результатом работы является 
        активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
        формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности; 
        развитие когнитивных качеств, творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
        развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;
        формирование готовности к переходу в среднее звено
     

    Глобальные компетенции: особенности формирования и оценивания

    Глобальная компетентность - компонент функциональной грамотности, одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме. 
    Глобальные компетенции - это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей - один из самых важных мягких навыков в современном мире.

    Презентация "Глобальные компетенции: особенности формирования и оценивания"

    Проект на развите глобальных компетенций "ЛЕЧИМ СКВОРЦА"
    Сообщение на педсовете "Математическая грамотность"

    (1) Как говорил, греческий философ Аристипп:
    Детей надо учить тому,
     что пригодится им, когда они вырастут.

    Современный мир меняется, и на данный момент мы даже не можем представить себе, какие задачи будут стоять перед учениками в будущем. Умение применить в новых условиях жизни знания, полученные на уроках математики, и являются математической функциональной грамотностью.

    (2) Математическая грамотность способствует активному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. За решением задачи стоит целый комплекс когнитивных операций, с которыми наши дети не всегда справляются успешно.
    (3) В основе модели заданий по математической грамотности лежит концепция математической грамотности в целом.  (СХЕМА)
        Учащемуся предлагается какая-то ситуация из жизни, из этой ситуации необходимо выделить математическую проблему, применить математические знания для решения проблемы. Потом надо полученный математический результат поместить обратно в ситуацию и посмотреть, точно ли получилось дать подходящий вариант ответа.
        На тесной взаимосвязи математических умений, предметных результатов и предлагаемых ситуаций основаны задания по математической грамотности.

    (4) Математическая грамотность включает в себя математические компетентности:
    Умение «формулировать ситуации математически»
    включает способность распознавать и выявлять возможности использовать математику, принять имеющуюся ситуацию и трансформировать ее в форму, поддающуюся математической обработке, создавать математическую модель, отражающую особенности описанной ситуации.
    Умение «применять математику»
    рассматривается как способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для получения решения или выводов. Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, анализировать данные). Работать с моделью, выявлять закономерности, определять связи между величинами и формулировать математические аргументы.
    Умение «интерпретировать»
    подразумевает способность размышлять над математическим решением или результатами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы. Эта деятельность включает перевод математического решения в контекст реальной проблемы, оценивание реальности математического решения или рассуждений по отношению к контексту проблемы. Этот процесс охватывает и интерпретацию, и оценку полученного решения или определение того, что результаты разумны и имеют смысл в рамках предложенной ситуации.

    Презентация к сообщению
     

    Тема
    ответ
    пторо
    роальол

    Текст заголовка

    Текст заголовка

    Текст заголовка

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie