Формирование естественнонаучной компетенции младших школьников через предметное содержание курса «Окружающий мир»
Формирование естественнонаучной компетенции младших школьников
реализуется через предметное содержание курса «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность.
1. Урок.
Основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, уроки конкурсы, экскурсии, практикумы. Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения.
2. Внеурочная деятельность.
Формирование естественно-научной грамотности не ограничивается рамками урока. Оно продолжается на занятиях внеурочной деятельности «Юный эколог» и «Разговор о правильном питании».
3. Проектная и исследовательская деятельность.
Проектная деятельность способствует формированию естественно-науч-ной грамотности. В процессе работы над проектом учащийся проходит все три составляющие естественнонаучных компетенций. Научно объясняют явления, применяют методы естественнонаучного исследования, анализируя полученные данные, работая с различными источниками информации, оценивая результаты.
4. Внеклассная работа, которая включает в себя:
-классные часы, кружки;
-акции, викторины;
-волонтёрская деятельность
-экскурсии.
Используется сотрудничество с учителями биологии, физики, химии. Например, в рамках предметной недели в 4 классах проводились эксперименты в кабинете химии и физики.
Наша задача, как педагогов, через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной естественнонаучной грамотности. Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: работа с различными видами карт, подсчет ударов пульса, посадка дерева или кустарника. Эти ситуации наглядно показывают применение естественнонаучных знаний в жизни.
Таким образом, практико-ориентированные задания позволяют формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.
Результатом работы является
активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности;
развитие когнитивных качеств, творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;
формирование готовности к переходу в среднее звено